воскресенье, 22 ноября 2015
Прочёл «В дебрях Центральной Азии (записки кладоискателя) » ,В. А. Обручева 1950 год
Тема мне близка (пустыни, горы, экспедиции и т п) и пожалуй, хочется сравнить повесть Обручева с книгой другого нашего учёного И А Ефремова «Дорога Ветров» (Гобийские заметки) ».1949 г.
-Есть там несколько перекликающихся эпизодов.,благо что происходит всё это в почти одних и тех же местах .
Краткие впечатлениях о прочитанном.
«В дебрях» художественная повесть ,основаная на реалиях, в то время как «Дорога Ветров» чисто документальное произведение.(кстати по объёму намного больше, чем у Обручева).Но надо сказать ,что по степени художественности описания природы , событий (и юмора) Ефремов оставил Обручева далеко позади. В плане приключений «В дебрях» абсолютно не дотягивает до других произведений самого Обручева ( «Плутония» или «Земля Санникова»).
В общем ничего нового я там для себя не обнаружил, но было приятно окунуться в атмосферу знакомых мест, терминов и географических названий.
Слабовато во всех отношениях ,но не жалею что прочёл ,именно из за трёх интересных эпизодов.
(Варнинг! Много букаФФ)
читать дальшеПервый эпизод:
«– Вы едете по дороге в Гучен? А знаете ли вы, что недалеко от нее, а отсюда в одном переходе, лежит священный камень, упавший с неба. Многие люди, едущие по этой дороге, свертывают с нее, чтобы поклониться этому камню.
Эти слова, конечно, очень заинтересовали нас, и мы расспросили подробно, как найти этот камень. Узнали, что камень огромный, величиной немного меньше юрты, что над ним выстроена крыша и стены, так что его снаружи не видно. Лежит он среди равнины недалеко от горы Ошке, мимо которой проходит дорога в Гучен, и называется он Кумыс-тюя (т. е. серебряный верблюд)...
Часовня или постройка над священным камнем представляла деревянный сруб с конической крышей, в которой было вырезано отверстие более квадратного аршина. Оно и позволило рассмотреть камень, лежавший прямо на земле. Он имел больше сажени в длину и немного меньше в ширину, крутые и неровные бока и поднимался над землей на 8-9 четвертей. В нескольких местах у него были оббиты, вероятно, более острые края или уголки и можно было видеть, что он состоит из блестящего серебристо-белого металла, тогда как вне этих мест он имел темнобурый цвет и мелкошероховатую поверхность. Таким образом, было ясно, что этот будто бы упавший с неба камень состоит из какого-то металла, но только не серебра, так как цвет на оббитых частях был не серебряный, а скорее стальной. Я кое-что читал о падающих с неба камнях, называемых метеоритами, и потому вынул свой карманный компас, который консул дал мне для ориентировки при съемке плана зданий на раскопках, отпустил стрелку и увидел, что камень сильно притягивает ее к себе. Куда я ни поворачивал компас, стрелка сейчас же одним концом показывала на камень. Следовательно, камень был сильно магнитный и, очевидно, представлял железный метеорит, состоящий, как установлено наукой, из никелистого железа. (с) «В дебрях»
***
«Кроме великих озер Монголии, мы еще с прошлого года стремились увидеть знаменитого Менгэн-Тэмэ ("Серебряного Верблюда") или Менгэн-Дэш ("Серебряную Наковальню"). В горах Байтак-Богдо, на западной границе МНР (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), на широкой равнине между двумя параллельными хребтами лежит огромный камень, отливающий серебром на сглаженных и отполированных ветром выступах. Это не камень, а сплошная глыба железа - судя по цвету, с большим содержанием никеля, - очевидно, гигантский метеорит. Его еще не осматривал ни один специалист, но если размеры глыбы не преувеличены очевидцами, то "Серебряный Верблюд" - один из величайших в мире метеоритов. Я предложил Метеоритной комиссии Академии наук взять с собой их сотрудника и доставить его к месту залегания метеорита. Метеоритная комиссия размышляла над этим простым делом так долго, что мы не дождались ее решения до конца экспедиции и этим ожиданием упустили время, когда смогли бы побывать там сами. Будем надеяться, что "Серебряный Верблюд" - возможно, величайший метеорит Азии - все же скоро удостоится внимания тех, кому надлежит этим заниматься!»(с) «Дорога Ветров»
В настоящее время этот метеорит хранится в Китае , Синьцзянский геолого-минералогический музей.
«Серебрянный верблюд» blog.163.com/aerolite_family/blog/static/103318... или mp.weixin.qq.com/s?__biz=MjM5OTk4OTI2NA==&mid=4...
Второй эпизод, когда простодушные кладоискатели Обручева нашли и стали проводить раскопки древнего «города» в пустыне ,который оказался просто природными образованиями чрезвычайно похожими на древнюю крепость с башнями ,стенами ,домами,надгробными памятниками и т п
Схожий случай описывает Ефремов в «Дороге Ветров» ,только конечно учёные подобной ошибки не сделали.
Третий эпизод:
«В одном месте, уже в сумерки, мы заметили вблизи дороги какие-то бревна длиной в 5-6 сажен и толщиной больше аршина. Они были разбросаны по поверхности пустыни.
– Сделаем здесь привал часа на два, - предложил Лобсын. - Мы уже прошли третью часть перехода, сварим чай, дрова есть.
Мы уложили верблюдов возле одного из этих бревен, к другому привязали лошадей и, пока еще можно было рассмотреть, обошли это интересное место. Бревна оказались окаменевшими, мы надеялись развести огонек из этих неожиданно найденных в пустыне дров и сварить себе чай. Но они совершенно не горели, а под ударом кайлы рассыпались на крупные осколки, а не на щепу. Пришлось запивать сухари горьковатой водой из бочонка, высказывая догадки об этих странных огромных деревьях, которые когда-то выросли среди пустыни и потом почему-то погибли и окаменели.»(с) «В дебрях»
***
«..Скоро мы заметили вблизи дороги, на склоне борта котловины, гигантский ствол окаменелого дерева. Шесть кусков было в этом разломанном почти на равные части одиннадцатиметровом бревне около метра в диаметре. Железные слои красными потеками пятнали темно-серую,чугунного цвета и вида, поверхность ствола, сохранившую в то же время полное подобие обветшалой и размочалившейся древесины. Замещенная кремнием и железом, древесина навсегда сохранила тот вид, с которым бревно затонуло в осадке, принесенное издалека рекой, восемьдесят миллионов лет назад. Теперь вода, ветер, солнце и мороз разрушили рыхлые породы вокруг, и ствол остался, как на блюде, на пологомо ткосе, несокрушимый и такой тяжелый, что силы размывания не смогли его передвинуть.»(с) «Дорога Ветров»Как ни странно, прочитав про «окаменевшие деревья» я вспомнил “Last Exile” ,хех.
Спрашивается каким же боком ?
А вспомнил я приснопамятную картину «Галера Клайм Солайс» (мистифицирующую в св время наш фэндом) ,автор которой, современный художник Александр Иванов работает в том числе и с кусочками окаменелых деревьев из Аризоны , оказавшимися неплохим поделочным материалом для ювелирки.
@темы:
книги
У Ефремова подобного не заметил .